колл-центр с 10 до 20.
8(915) 382-00-61 - для ДОУ

Методические рекомендации по формирования развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях Московской области

17/11/2020

ПУБЛИКУЕМ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ В ПОМОЩЬ ЗАВЕДУЮЩИМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ, МЕТОДИСТАМ ДЕТСКИХ САДОВ ПРИ ОСНАЩЕНИИ ДЕТСКОГО САДА:

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»

Методические рекомендации ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Московская область 2020

 

ВВЕДЕНИЕ

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения в России происходит трансформация системы дошкольного образования. Основой организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация на развитие личностных качеств, компетенции и универсальные познавательные действия, которые формируются в дошкольном возрасте, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка должно осуществляется по следующим видам деятельности - игровой, познавательно-исследовательской, конструктивной, изобразительной, музыкальной, восприятии сказки и детской литературы, общении и сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а не в форме учебных занятий по модели школьных уроков.

Приведенные виды деятельности типичны для детей дошкольного возраста. Настоящие рекомендации разработаны для административных и педагогических работников дошкольного образования Московской области в целях создания в дошкольных организациях в Московской области благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)1 . 1 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265).

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При организации РППС ДОО необходимо учитывать требования, как минимум, следующих нормативных документов:

- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Письмо Минобрнауки России от 10 января 2014 г. № 08-10 «о плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»;

- Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;

- Приказ Минобрнауки России от 8 апреля 2014 № 293 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;

- Приказ Министерства труда и социальной защиты от 18 октября 2013 № 544н «об утверждении профессионального стандарта «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, воспитатель, учитель)»;

- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 5 августа 2013 № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 N 68 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»»;

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003;

- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психологопедагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими 6 указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);

-  Приказ Минобрнауки России от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

- Письмо Минобрнауки России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

-  Письмо Минобрнауки России от 17.11. 2011 г. № 03-877 «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 г. № 2151 "Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях"

-  Письмо Минобрнауки России от 14.10.2013 г. «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций»

-  Материалы и оборудование для реализации образовательных программ дошкольного образования детей от 2 мес. до 3 лет: методические рекомендации. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. – 23 с.

-  Методические рекомендации для муниципальных органов управления образования и руководителей ДОО по организации развивающей предметно-пространственной среды для детей в рамках реализации ФГОС ДО, в том числе учитывая детей в возрасте до 3 лет [Электронный ресурс].

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ФГОС ДО

под термином «Развивающая ПредметноПространственная Среда» (далее – РППС ДОО) понимается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и пр., для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»

2 . РППС ДОО – это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы)

3 . Все составляющие РППС ДОО должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности и общения. В оснащение должны быть включены предметы для совместной деятельности и общения ребенка со взрослыми (педагогом). При создании РППС ДОО становится необходимым реализация образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития.

Особое внимание необходимо уделять реализации двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения. Необходимо обеспечить реализацию различных образовательных программ с учетом особенностей и потребностей Московской области, в том числе, национально-культурных, климатических и других условий, а также реализации инклюзивного образования (при необходимости).

РППС ДОО, создаваемая в дошкольной образовательной организации, должна быть:

- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений наполнения пространства в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

-  вариативной – обеспечивать свободный выбор детей различных пространств, игрушек, оборудования и других материалов, стимулирующих различные виды активностей;

- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих средств (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной – все элементы оснащения должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. РППС ДОО в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечивать и гарантировать:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной организации, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития; 

- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

- создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОО для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

РППС ДОО должна обеспечивать:

-  соответствие общеобразовательной программе дошкольной образовательной организации;

- соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в дошкольной образовательной организации

-  соответствие возрастным возможностям детей;

-  трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей; 

- возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;

- вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

- наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды;

-  соответствие всех компонентов РППС ДОО требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим Сан Пин.

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Формирование РППС ДОО (для конкретной дошкольной образовательной организации) целесообразно осуществлять на основе системно-функционального подхода, ключевыми составляющими которого являются проработка и фиксация функциональных требований к РППС ДОО (ожидаемого результата), осуществление педагогического и технического проектирования РППС ДОО в соответствии с существующими ограничениями (сроки, бюджет и др.), а также региональными (муниципальными и др.) особенностями и специализированными требованиями к образовательным программам ДОО, поэтапное формирование РППС ДОО. Данный подход способствует рациональному использованию ресурсов и последующему эффективному их использованию.

Алгоритм формирования РППС ДОО является универсальным и включает следующие ключевые этапы:

- анализ потребностей ДОО, формирование функциональных требований к компонентам РППС ДОО;

-  аудит текущей (существующей) РППС ДОО,

-  анализ возможностей ДОО (человеческого потенциала, ресурсного обеспечения, материально-технической базы);

- формирование перечня элементов РППС ДОО, необходимых для удовлетворения разработанным функциональным требованиям;

- осуществление процедур закупки, монтаж, пуско-наладка компонентов РППС ДОО;

- обучение сотрудников дошкольной образовательной организации эффективному использованию РППС ДОО;

-  осуществление комплексной (методической и технической) поддержки педагогов дошкольной образовательной организации по использованию РППС ДОО;

- формирование запроса на следующий этап развития РППС ДОО.

РППС ДОО для каждой дошкольной образовательной организации формируется на основе вышеуказанного алгоритма в индивидуальном порядке с учетом вышеуказанных особенностей образовательных программ. Возможны различные варианты создания РППС ДОО, но при условии учета возрастной и гендерной специфики реализации общеобразовательной программ. РППС ДОО в каждой дошкольной образовательной организации обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

В процессе взросления ребенка все компоненты РППС ДОО (игрушки, оборудование и пр. материалы) необходимо менять, обновлять и пополнять. РППС ДОО должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Формирование РППС ДОО основывается на психологопедагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. Определяя наполняемость РППС ДОО, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса.

ФГОС ДО определяет пять образовательных областей для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие,

- физическое развитие.

Игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, соответствуя детским видам деятельности - игровой, двигательной, коммуникативной, познавательноисследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др. Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.

В состав РППС ДОО должны входить только те элементы, которые удовлетворяют установленным критериям качества и безопасности, специальным требованиям СанПин в соответствии с профилем ДОО, а также имеющие все необходимые сертификаты. Все элементы РППС ДОО должны иметь высокий развивающий потенциал, определяемым как «число заданий, которые могут быть сформулированы перед ребёнком с использованием данного элемента РППС ДОО». Чем больше таких заданий, тем выше развивающий потенциал. Степень «открытости» РППС ДОО связана с особенностью ее структуры и содержания.

Существуют элементы РППС ДОО, которые стимулируют творческую активность и ребёнка, и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания для детей. Степень универсальности РППС ДОО - возможность применять элементы РППС ДОО для нескольких программных направлений. «Автодидактичность» - свойство элемента РППС ДОО, которое «указывает» ребёнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Определяя и оптимально подбирая перечисленные параметры, можно сформировать РППС ДОО с заданным развивающим потенциалом. Оценивание развивающих возможностей элементов РППС ДОО, формирование РППС ДОО на их основе значительно повысит эффективность игровой поддержки образовательного процесса ДОО. Для максимальной реализации образовательного потенциала РППС ДОО в рамках требований ФГОС ДО целесообразно осуществлять ее формирование посредством функциональных модулей, а не отдельных элементов.

Функциональный модуль РППС ДОО – это группа функциональносвязанных компонентов (учебные пособия, игры, игрушки, материалы, оборудование, инвентарь и пр.) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т.п.) и решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.

Предметное содержание функциональных модулей коррелирует с основными направлениями (образовательными областями) ФГОС ДО. При этом РППС ДОО за счет вариативности использования пространств и компонентов, решая какую-либо конкретную образовательную задачу, с учетом взаимного дополнения, содействует и косвенному решению других задач. Количественное наполнение функциональных модулей осуществляется в соответствии принципами организации пространства в ДОО, учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, требований к устройству и организации помещений ДОО.

«Функциональный модуль» не является синонимом «помещение». Функциональные модули могут размещаться в различных помещениях (в том числе и несколько функциональных модулей в одном помещении) в соответствии с возможностями ДОО. При организации разновозрастных групп воспитанников содержательное и количественное наполнение функциональных модулей реализуется в зависимости от количества детей по усмотрению ДОО. В соответствии с рекомендациями Федерального института развития образования8 каждый функциональный модуль может быть представлен в следующем виде:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. Москва, Федеральный институт развития образования, 2014 г.

При формировании РППС ДОО необходимо обеспечить наличие компонентов для всех видов детской активности, повышая содержательную насыщенность игровой среды. Однообразие игр и игрушек опасно, оно не способствует разностороннему развитию ребенка. Должны присутствовать элементы из разных материалов для развития тактильных ощущений, сенсомоторных навыков, а также разнообразные по содержанию игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, усидчивости и т.д. Пространство РППС ДОО должно обеспечивать возможность гибкого зонирования и оперативной адаптации под образовательную ситуацию, обеспечивая реализацию различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. К важным функциональным аспектам оснащения пространства ДОО относятся также акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или темный день и пр. В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно вдоль светонесущей стены. 

Примерный перечень функциональных зон для организации РППС ДОО представляется следующим образом:

  • для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
  • для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, формирование математических представлений и пр.);
  • для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества и пр.);
  • для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
  • для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
  • для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
  • для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя или дополняя РППС ДОО необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей. Для обеспечения мобильности пространства РППС ДОО предполагается его разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной двигательной активности детей. Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС ДОО, необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов.

Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС ДОО можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.

При организации РППС ДОО важно избегать рисков для физического и психического развития ребенка, несоответствия предметного содержания возрасту и интересам ребенка и пр. В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция - игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.

Объективными показателями негативного влияния являются следующие:

  • сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);
  • провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и формированию негативных установок личности;
  • чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);
  • формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе сексуальных;
  • снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности (гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);
  •  тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;
  • культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности, включенности в социум.

При формировании РППС ДОО необходимо соблюдать общие принципы отбора игровой продукции для дошкольников.

Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:

  • физические риски,
  • психологические риски,
  • нравственные риски.

Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Принцип соответствия:

  • возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,
  • индивидуальным особенностям,
  • специальным особенностям ребенка.

Принципы оценки безопасности игровой продукции:

  • физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев, прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества),
  • психофизиологическая безопасность (соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений),
  • психологическая безопасность (отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие),
  • нравственно-духовная безопасность (отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения).

Для оценки вышеуказанных рисков оцениваются следующие параметры.

1. Физические (технологические) параметры:

  • визуальные (композиция и гармоничность всех частей игрушки, цвета и их сочетаемость, природосообразность – степень соответствие реальности, акцентирование частей (например, глаза, зубы и клыки, размеры головы по отношению к туловищу и пр.), степень условности фигуры живого существа, детализация), особо оцениваются: мигание света, резкие неестественные цвета;
  •  тактильные (материал, дающий разнообразие тактильных ощущений, сочетание разных природ материала: гладкость/шершавость, твердость/мягкость, пушистость, приятность/неприятность, острота/округлость, теплота/ холодность), особо оценивается: наличие/отсутствие опасных острых краев, отделяющихся деталей и фрагментов;
  • обонятельные (тонкий запах, отсутствие аллергенов, нейтральность), особо оценивается риск аллергенных материалов;
  • вкусовые (невозможность негативных вкусовых синестезий, нейтральный вкус игрушек-«продуктов»), особо оценивается риск аллергических реакций;
  • звуковые (характеристика звуков: высота, громкость, мелодичность, вербальные показатели слов, фраз, издаваемых игрушкой – различимость, понятность, язык (родной или иностранный), смысловой/лингвистический анализ текстов языка: говорящие куклы, др.), особо оценивается риск превышения допустимого уровня громкости звука.
  • кинетические (побуждающие двигательную активность ребенка, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, игрушки (механические, электронные, электрические), производящие разнообразные движения, их характер: резкий, быстрый, зигзагообразный и пр.), особо оценивается: риск наличие вибрации, выстреливающего эффекта и пр.

Оценка физических рисков предполагает анализ следующих моментов:

  • представляют ли опасность удушения игрушки и игровые материалы (а равно их упаковки);
  • исключают ли причинение ребенку опасных ран игрушки и игровые материалы, их статическое или динамическое состояние, конструктивные элементы (выступы, струны, острые части и др.);
  • исключается ли отделение и проглатывание ребенком мелких конструктивных элементов игрушек;
  • способен ли материал изготовления (мех, ткань) или покрытия (лак, краска) вызвать аллергические реакции и приступ удушья;
  • предусматривают ли игрушки выстреливание каких-либо предметов, форма, состав и развиваемая кинетическая энергия которых могут причинить телесное повреждение использующему их ребенку или третьим лицам;
  • исключают ли причинение ребенку термических или химических ожогов игрушки и игровые материалы, их элементы и конструктивные особенности;
  • исключают ли поражение ребенка электрическим током электрические, электротехнические или электронные игрушки, конструктивные элементы;
  • исключают ли причинение ребенку мозгового нарушения по типу эписиндрома игрушки, их элементы и конструктивные особенности (цветное мигание, вибрация).

Игровая продукция должна соответствовать и анатомофизиологическим критериям:

  • половозрастным характеристикам ребенка,
  • росту,
  • массе тела,
  • размеру руки, дающей возможность захвата предмета и пр.

Психологическая безопасность:

  • педагогический (дидактический) – чему научит игрушка, какие разовьет умения, творческие, способности?
  • психоэмоциональный – что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? какие чувства пробудит?
  • эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного?
  • социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр.

Психологические риски игровой продукции требуют внимания к игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности.

  • игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и жизни ребенка (оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-либо телесных повреждений или совершение самоубийства; содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рекламу употребления наркотических и веществ, а также алкогольных напитков, пива, и табачных изделий);
  • игрушки устрашающего характера (способные сильно испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых страхов, тревоги; детально и/или натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме, травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф, детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства; детально и натуралистически изображающие или моделирующие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ампутированные части тел, а также следы кровопролития; изображающие или моделирующие боль, отчаяние или предсмертную агонию человека или живых существ, включая звуковую имитацию криков боли, ужаса и агонии);
  • игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость и агрессию, либо формирующие виктимные наклонности детей как поведение жертвы (связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребенком или участие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости в игре; побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных; провоцирующие у ребенка агрессию по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка; изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки, а также иные деяния, причиняющие особые физические или психические страдания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с человеком) или животному);
  • игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку;
  • игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного;
  • игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного, результаты таких процессов;
  • игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.

Духовно-нравственная безопасность игровой продукции:

  • игрушки, изображающие или моделирующие оккультномистические практики или магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов;
  • игрушки, посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства, и человеческое достоинство ребенка и его родителей;
  • игрушки, связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании;
  • игрушки, способствующие формированию у ребенка пренебрежительного или негативного отношения к физическим недостаткам других людей, к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности;
  • явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие экстремизм, терроризм, преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие сознание ребенка.
  • игрушки, направленные на провокацию противоправного поведения, нравственного развращения, интеллектуальное растление, сексуализирующие сознание ребенка, эксплуатирующие тему сексуальных отношений; провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие, моделирующие или имитирующие сексуальные отношения, в том числе с использованием реальных или виртуальных образов человека, животных или существ, имеющих явное сходство с человеком; побуждающие детей дошкольного возраста к сексуальным контактам (их имитации), формирующие представления о допустимости форм половой распущенности, о гомосексуальных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допустимой форме семьи; формирующие представления о педофилии, детской проституции как о социальных или нравственных нормах сексуального поведения либо как о продвинутом, модном образе жизни; изображающие или моделирующие изнасилования или иные насильственные действия сексуального характера, любые действия сексуального характера в отношении взрослого или ребенка; связанные с изображением или моделированием искусственного прерывания беременности, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании (беременная кукла Барби, у которой можно вскрыть живот и достать плод);
  • игрушки, посягающие на детско-родительские отношения, представляющие их в негативном виде, дискредитирующие семью и родителей, побуждающие ребенка к активному негативизму и конфликтам с близкими.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Использование технических средств в составе РППС ДОО должно приходиться на выполнение конкретных задач, специфику образовательной программы и основано на систематическом использовании различных средств образовательных информационных технологий (ОИТ).

Существуют ОИТ, предназначенные для фронтальной работы педагога с детьми, групповой работы, а также индивидуальной работы детей под руководством взрослого (интерактивные проекционные системы, интерактивные столы с развивающим ПО и пр.). Причем эти технические средства должны органично функционировать без разрушения уже созданной РППС ДОО, без необходимости организации специализированных компьютерных и подобных помещений.

Совместное использование современных и традиционных технических средств позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования. Построение воспитательно-образовательного процесса с использованием ОИТ должно проходить в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими нормами9 . При этом следует учитывать степень адаптированности оборудования и программного обеспечения к специфике ДОО.

К ОИТ в дошкольном образовании предъявляются следующие требования:

  • высокая универсальность и адаптируемость к разнообразным условиям и методам использования в широком спектре выполняемых функций;
  • достаточное быстродействие при реализации этих функций;
  • обеспечение одновременной независимости работы детей по одинаковым или разным программам;
  • обеспечение управляемой взаимосвязи между детьми для организации совместной работы;
  • обеспечение возможности протоколирования хода решения системы образовательных задач;
  • наличие развитых средств отображения графической и текстовой информации, а также средств ввода и манипулирования этой информацией;
  • необходимое качество экранных средств, широкие возможности построения динамичных изображений;
  • простота и доступность интерактивного взаимодействия ребенка с ОИТ в процессе, гибкая настройка формы этого взаимодействия применительно к конкретным условиям и задачам;
  • адаптивность к индивидуальным и возрастным особенностям, к возможностям детей;
  • простота и удобство при эксплуатации неподготовленными пользователями, высокая надежность в этих условиях;
  • защищенность от случайных и преднамеренных неверных действий ребенка и/или педагога (в частности, случайного срабатывания интерактивной доски и пр.);
  • гигиеничность и безопасность работы со всеми элементами ОИТ.

Занятия с интерактивной доской проводит воспитатель или педагог в то время, которое определено образовательной программой. Такие занятия могут включать в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

  • активное познание детьми окружающего мира с использованием соответствующих электронных образовательных ресурсов;
  • поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач;
  • моделирование различных ситуаций и среды, изменение предметнознаковой среды, благодаря применению мультимедиа технологий;
  • активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми с опорой на представленные изображения (герои, ситуации и т.п.);
  • дети общаются, советуются, помогают друг другу, пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении, способствует обогащению речи, готовит к обучению в школе.

Во время проведения занятий с использованием интерактивной доски дети могут свободно выбирать позу (за столиком, стоя, сидя на ковре и т.п.), испытывать минимальную нагрузку на глаза (за счет отраженного света), видеть большие четкие яркие цветные статические и динамические изображения, а также активно взаимодействовать с ними непосредственно на поверхности доски. Короткофокусный проектор выводит на интерактивную доску статическую и динамическую информацию. В дошкольном образовании рекомендуется использовать проектора, работающих по технологии LCD, так как это обеспечивает качественную «натуральную» цветопередачу и яркость изображения при дневном освещении максимально безопасно для зрения детей. Максимальная близость к интерактивной доске существенно снижает эффект тени и риск случайного попадания яркого света от проектора в глаза детей и педагога.

Мультифункциональное устройство обеспечивает печать, копирование и сканирование документов, дидактических и раздаточных материалов. Струйнный принцип печати обеспечивает высокое качество получаемых изображений. Интерактивный стол является симбиозом интерактивной поверхности, экрана и классического стола и позволяет группе детей одновременно проводить игровые сеансы на одной поверхности.

Дети совместно могут выполнять различные интерактивные задания, конструировать, рисовать, создавать собственные презентации. Специальное программное обеспечение позволяет загружать и наполнять собственным образовательным содержанием приложения интерактивного стола и, а также графику и видео. Интерактивный стол также подходит для детей с особыми потребностями для коррекционной работы.

Важно, что интерактивный стол целесообразно приобретать только в случае закупки (наличия) специализированного программного обеспечения с поддержкой многопользовательского режима работы. Отдельно стоит уделить внимание и использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР). ЭОР – это контент, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

По способу применения ЭОР могут быть классифицированы как:

  • распределенные ЭОР, размещенные в различных информационнообразовательных средах (порталы, электронные библиотеки, хранилища, системы дистанционного обучения) и, используемые в режиме удаленного доступа через интернет;
  • ЭОР для применения в локальных сетях образовательных организаций;
  • однопользовательские ЭОР, предназначенные преимущественно для использования на персональных компьютерах10 .

Важным аспектом применения ОИТ является соблюдение техники безопасности и использование здоровьесберегающих подходов. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз. Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения.

Разумно сделать ограничения занятий по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В качестве педагогических условий, обеспечивающих системную организацию РППС в ДОО, можно назвать:

1) ведущую роль педагога (родителя или иного значимого для ребенка взрослого), «одушевляющего», (наделяющего различными функциями) предметный мир в ДОО, раскрывающего возможности РППС ДОО и направляющего воздействия ее на личность ребенка, что предполагает осознание взрослым:

  • эмоционально-познавательной привлекательности компонентов РППС ДОО;
  • их безопасности для физического и нравственного здоровья дошкольника;
  • воспитывающего воздействия и ценностного потенциала каждого компонента РППС ДОО с особым выделением игрушки как модели реальной действительности и носителя социокультурных норм, традиций и обычаев;

2) поддерживаемую педагогом (родителем) активную познавательную позицию ребенка при освоении предметного мира не только в игровой деятельности, но и повседневной жизни;

3) предметный мир, целенаправленно организуемый с учетом комплексного воздействия ценностного содержания каждого компонента РППС ДОО на личность ребенка. С учетом необходимости соблюдения вышеуказанных требований и педагогических условий РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая множество игровых и других средств РППС ДОО. В соответствии с современными требованиями каждый специалист системы дошкольного образования должен уметь построить свой «маршрут» трансляции знаний и выработки с детьми навыков поведения с использованием ОИТ.

Воспитателю необходимо знать:

  • основные развивающие программы и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста,
  • способы прогнозирования психического развития ребенка,
  • основы коррекционной работы с детьми.

Воспитателю необходимо уметь:

  • использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей и социально-психологических особенностей группы по реализации дифференцированного подхода к ребенку и при работе с разными группами,
  • разрабатывать новые педагогические технологии и методики, вести работу по их апробации, участвуя в исследовательской экспериментальной деятельности,
  • самостоятельно создавать среду развития ребенка, в том числе быть автором пособий, игр, оригинальных средств обучения и воспитания.

Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по количественным и качественным показателям результатов обучения и воспитания в соотношении с исходным уровнем подготовки и развития детейОпираясь на положения ФГОС ДО, выявлены следующие требования к кадровому обеспечению:

1.1. Укомплектованность образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, квалифицированными кадрами - педагогическими, руководящими и иными.

1.2. Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательной организации для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; в организации различных видов деятельности и общения воспитанников; в организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации; в методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении ОИТ и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.

1.3. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации обеспечивается освоением работниками дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации в организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим дополнительным профессиональным образовательным программам.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается также деятельностью методических служб разных уровней (регионального, муниципального уровня и уровня образовательной 36 организации) и комплексным взаимодействием образовательных организаций, обеспечивающим возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов.

Кадры дошкольных образовательных организаций должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способными к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Именно таковой кадровой политике предлагается придерживаться в системе дошкольного образования Требования к кадровым ресурсам дифференцированы по отношению к различным категориям кадров образовательных организаций дошкольного образования, среди которых воспитатели детских садов, педагоги-психологи, методисты и др

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное дошкольное образование основывается на принципе вариативности и предоставляет образовательным организациям самостоятельно формировать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования и Основной образовательной программой дошкольной организации. Развивающая предметнопространственная среда зависит только от Основной образовательной программы организации. Для того чтобы материалы и оборудование могли обслуживать разные программы, при их подборе необходимо ориентироваться на общие закономерности развития дошкольников и на те возрастные задачи развития, которые соответствуют каждому возрастному этапу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКТОВ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РППС ДОО

ПО КАЖДОМУ КОМПЛЕКТУ БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЕНА ОТДЕЛЬНАЯ СТРАНИЧКА (В РАЗРАБОТКЕ)

1. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ИГР С ПЕСКОМ/ВОДОЙ

2. КОМПЛЕКТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

3. КОМПЛЕКТ НАПОЛЬНОЙ МОЗАИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

4. КОМПЛЕКТ ИГРОВОЙ «ТРАНСПОРТ»

5. КОМПЛЕКТ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

6. КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

7. ТАКТИЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР

8. МОДУЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР С ПОДВИЖНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

9. ИГРОВОЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РОСТОВЫХ ПОСТРОЕК

10. КОМПЛЕКТ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР, ОСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ И ПРОФЕССИЙ

11. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ИГР С ПЕСКОМ, ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ И АНИМАЦИИ

12. МЯГКИЙ РАЗВИВАЮЩИЙ КОНСТРУКТОР

13. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

14. КОНСТРУКТОР МАГНИТНЫЙ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

15. КОМПЛЕКТ ТЕМАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОРОВ

16. КОМПЛЕКТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И СЕНСОРИКИ

17. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ И УЛИЦАХ

18. АВТОГОРОДОК

19. КОМПЛЕКТ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР И СОЦИАЛИЗАЦИИ

20. КОМПЛЕКТ ДЕРЕВЯННЫХ ОБЪЁМНЫХ СЮЖЕТНЫХ ПАЗЛОВ И ИГРОВЫХ НАБОРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИССЁРСКИХ ИГР И НАСТОЛЬНОГО ТЕАТРА

21. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПОСТАНОВОК

22. КОМПЛЕКТ ИГР НИКИТИНЫХ

23. КОМПЛЕКТ ИГРОВЫХ НАБОРОВ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

24. КОМПЛЕКТ СЕНСОМОТОРНЫХ ИГР

25. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ

26. КРУПНОБЛОЧНЫЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ СОЗДАНИЯ РОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

27. ПРОГРАММНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

28. ПРОГРАММНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ИГР И БАЛАНСОТЕРАПИИ

29. ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЕСОЧНИЦА

30. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С ПЕСКОМ НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ

31. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ОБРАЩЕНИЯ С МЯЧОМ НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ

32. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗИМНИХ СПОРТИВНЫХ ИГР НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

33. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ

34. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ

35. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ

36. МЕТЕОПЛОЩАДКА

37. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

38. КОСМИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА

39. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

40. КОМПЛЕКТ «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ»

      40.1. Комплект «STEM-образование. Дидактическая система Ф. Фребеля

      40.2. Комплект «STEM-образование. Математическое развитие»

      40.3. Комплект «STEM-образование. LEGO-конструирование»

      40.4. Комплект «STEM-образование. Мультстудия «Я творю мир»

      40.5. Комплект «STEM-образование. Экспериментирование с живой и неживой природой

       40.6. Комплект «STEM-образование. Робототехника»

41. ДОМИК ДЛЯ УЕДИНЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ

42. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

43. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ НА БАЗЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

44. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ В МАЛЫХ ГРУППАХ

45. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

46. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

47. МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ ЗВУКОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

48. КОМПЛЕКТ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ЛОГОПЕДА

49. КОМПЛЕКТ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГА

50. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ, ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ (БОС)

51. КОМНАТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

52. КОМПЛЕКТ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

53. КОМПЛЕКТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

54. КОМПЛЕКТ ДЛЯ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3-Х ЛЕТ)

Если вам необходимо приобрести комплекты для детского дошкольного учреждения, обращайтесь в наш отдел продаж по телефону - 8 (915) 382-00-61 с 10 до 18.00 в рабочие дни или пишите нам на почту - order@detsad-shop.ru

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв