+7(800)550-84-94 - колл-центр
+7(916)150-63-31 - для ДОУ

Экологические зоны в детском саду (в том числе для организации зоны для ознакомления с живой природой)

Сентябрь 26, 2025

Экологическая зона в РППС — роль, принципы, идеи

В новом РППС (Приказ № 1057) введён пункт об экологических зонах, включая зону ознакомления с живой природой (аквариум, клетка, инвентарь для ухода, горшечные растения, полки, тумбы и т. д.). Эта зона входит в состав «зоны рекреации и познания живой природы». Цель — обеспечить детям возможность контактировать с живыми объектами, наблюдать, ухаживать, экспериментировать, формировать ценностное отношение к окружающему миру.

Экологическая зона — это не просто декоративная часть группы, а функционально организованное пространство, стимулирующее познавательную активность, бережное отношение к природе, развитие наблюдательности, экологического мышления и ответственности.

Задачи зоны ознакомления с живой природой

  • Развитие наблюдательности и интереса к живому миру — дети видят, как растения растут, как животные двигаются, это стимулирует вопросы, гипотезы и экспериментирование.
  • Ответственность и забота — уход за растениями, кормление, уборка клетки развивают навыки заботы и ответственности.
  • Экспериментально-исследовательская деятельность — измерение роста растений, наблюдения за поведением насекомых и животных.
  • Эмоциональное и эстетическое развитие — живые уголки создают успокаивающую атмосферу, развивают восприятие цвета и формы.
  • Интеграция с образовательной программой — экологическая зона используется в разных областях: познание мира, речь, математика, творчество.

Принципы организации зоны

  • Безопасность и экологичность.
  • Доступность детям разных возрастов.
  • Наглядность и удобный обзор.
  • Устойчивость и стабильность.
  • Эстетика и гармония оформления.
  • Сезонность и динамика — смена экспозиций по временам года.

Примеры и идеи организации

Элемент / идея Функция Размещение и тонкости
Аквариум Наблюдение за водной жизнью На устойчивой тумбе, с крышкой, фильтрацией и освещением
Клетка с животными или насекомыми Наблюдение за живыми объектами Безопасное и устойчивое место, лёгкий доступ для ухода
Комнатные растения Наблюдение за ростом и развитием На подставках, полках, в подвесных кашпо
Мини-тепличка Выращивание рассады Прозрачная конструкция с вентиляцией, над тумбой или подоконником
Журналы наблюдений Фиксация изменений На полке рядом с зоной, для рисунков и заметок детей
Природные материалы Коллекции для рассматривания и творчества

В прозрачных контейнерах с подписями

 

 

Идеи по форматам использования

  • Наблюдения по времени суток / сезонные наблюдения: измерение роста растений, изменение листьев, поведение животных
  • Эксперименты: посадка семян в разные почвы, сравнение влажности, светлые и теневые участки
  • Проекты-мини-исследования: “Как влияет полив?”, “Какие растения растут лучше?”
  • Интерактивные занятия: дети ведут журнал, делают рисунки изменений, устраивают экскурсии для малышей
  • Интеграция с праздниками / темами: тематические недели «Вода», «Лес», «Горшечные растения», «Насекомые»
  • Уход «по дежурствам»: дети по очереди ухаживают за растениями или животными, под присмотром
  • Фотодокументация и «природный блог»: фотофикикация изменений, создание стенда “фото в разные месяцы”

Пример концепций разных масштабов

  • Мини-вариант (для группы, ограниченное пространство)
    Один аквариум на тумбе, 3–4 горшечных растения, небольшой контейнер с насекомыми или черепашкой, шкаф-тумба для инвентаря.
    Полка с карточками растений, журнал наблюдений.
    Переоборудование уголка общей группы.
  • Средний вариант (специальный уголок группы или небольшой кабинет)
    Аквариум + террариум + несколько клеток + мини-теплица.
    Вертикальные стойки с растениями, подоконник, мобильные ящики.
    Полноценный шкаф с оборудованием, лупы, микроскоп, стенды.
  • Расширенный вариант (отдельное помещение / лаборантская зона)
    Несколько аквариумов, террариум, муравьиная ферма, уголок с живыми насекомыми.
    Оранжерея, ростовые растения (до уровня высоты детей).
    Место для исследовательских столов, рабочие поверхности, выставочные зоны.
    Возможность выноса части зоны на прогулку (контейнеры, переносные ящики).

Практические советы и нюансы

  • Выбор живых объектов: предпочтительны неприхотливые виды (растения, рыбки, улитки, тараканы мадагаскарские, муравьи, черепашки) с невысокими требованиями ухода.
  • Уход и ответственность: заранее продумать график ухода, ответственность педагогов и детей, инструкции, контроль.
  • Освещение и микроклимат: естественный свет + фитолампы при необходимости; контроль влажности и температуры.
  • Размещение оборудования: всё должно быть устойчивым, защищённым от падения, при этом удобно для детей и взрослых.
  • Методическая поддержка: готовые сценарии занятий, идеи наблюдений, альбомы, инструкции.
  • Гибкость: зона должна иметь возможность трансформации (смена экспозиций, перестановка элементов).
  • Информационная составляющая: таблицы, схемы, названия растений / животных — сопровождение визуальной информацией.
  • Обеспечение безопасности и гигиены: регулярная уборка, проверка на наличие аллергенов, использование безопасных материалов (небьющиеся ёмкости, защитные покрытия).
  • Информационная связь с домом / родителями: фотографии, рассказы, приглашение родителей участвовать (например, приносить растения, участвовать в уходе).