+7(800)550-84-94 - колл-центр
+7(916)150-63-31 - для ДОУ

РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК

02/07/2011

Готовясь к этой публикации, я невольно вспомнила случай, когда впервые увидела у вновь пришедшей в младшую группу девочки самодельную куклу, с которой она не расставалась ни на секунду. Динара спала с ней, гуляла, ела, беседовала, пела ей песенки, шептала сказки. Однажды, играя, она уронила куклу за кровать и долго не могла ее оттуда достать. Было много слез, пока не достали куколку. Заинтересовавшись игрушкой, я спросила, кто дал ей куклу? Оказалось, что ее сделала бабушка, когда они с мамой жили летом в деревне.

Раздел - КУКЛЫ

Раздел - ПУПСЫ

Чем же притягательна для ребенка эта сшитая вручную из ткани безликая куколка с волосами из шерстяных ниток, завязанных в косы лентами, одетая в платье – рубаху с отделкой из тесьмы на подоле и пояском на талии. Ручки, ножки у куклы тряпичные, мягкие.

Тогда я не понимала, почему эта кукла имеет такой необычный вид? Почему ребенок к ней так сильно привязан? Какую информацию несет с собой эта кукла? Почему она оказывает такое мощное психологическое воздействие на ребенка? Мне потребовалось много лет исследовательской работы для изучения традиционной народной культуры, выявления ее педагогического и психотерапевтического потенциала, проверки его эффективности в экспериментальной работе с детьми и педагогами образовательных учреждений Москвы.

Традиционные народные куклы давно привлекали этнографов, которые рассматривали их как предметы материальной культуры, воплотившие в себе самобытные традиции создания и бытования. Учеными исследовано и зафиксировано более 800 народных кукол из 22 российских губерний (Архангельской, Калужской,Орловской, Тамбовской, Тверской и др.). Мир их многообразен. Каждый образ имеет множество локальных вариантов, характерных для определенной местности. Это куклы-женщины, куклы-мамы и куклы-дети, в основном, «пеленашки» или «ляльки» и др.

Традиционные игровые куклы бытовали в России повсеместно в деревенской, сословно-городской и дворянской среде. Они имели широкое распространение в России на протяжении почти всего ХIХ и начала ХХ века и дошли до наших дней. В отличие от современных традиционные народные куклы – самодельные, просты в изготовлении, делаются из природных материалов, ниток и лоскутков. Люди XXI века видят в этих старинных куклах только внешние особенности, плохо понимая их истинное предназначение. Изначально кукла служила тотемом, оберегом, обрядовым символом, игрушкой.

Люди думали, что обереговая кукла защищает дом, охраняет семью, младенца от темных сил, несчастий и болезней, помогает в делах.

Так, кукла «Вятская», или «Плодородие», согласно поверьям способствует достатку и хорошему урожаю, «Покосница» помогает в сенокосе, «Купавка» – в пополнении семейства, а «Домашняя Масленица» – к достатку, здоровому потомству, исполнению желаний.

Обрядовых и обереговых кукол почитали, ставили в красный угол, брали на поле, учили их делать детей, и они с ними не играли. Некоторые традиционные куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь.

Способы изготовления кукол передавались детям от мам и бабушек и закреплялись традициями, и считалось, чем они древнее, тем действеннее роль куклы в совершении обряда. Именно поэтому способ изготовления куклы нельзя было изменять.

Для детских игр использовались другие куклы, игровые–самодельные куклы: «Младенец» (пеленашка), «Простоволоска», «Девица-красавица», «Невеста», «Молодуха» и «Баба с младенцем». К этим куклам обязательно изготавливались или приобретались игрушки, воспроизводящие хозяйственный быт (игрушечные орудия труда) и транспортные средства (санки, конская упряжка, повозки и т.д.), кукольные вещи (предметы одежды, колыбельки, постельные принадлежности и т.д.), посуда (корзины, ушаты, кошелки и т.д.) и т.д.

Дома в русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десятками. Люди верили в их «чудесную силу» и замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее.

Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется «c душой», и, конечно, в единственном экземпляре.

Обычно в процессе изготовления девочке рассказывали о кукле, какой у нее нрав, что любит и не любит делать кукла, как за ней ухаживать и играть и т.д. На глазах у ребенка из обычных материалов совершалось чудесное действо рождения куклы, передавались вековая заповедь «не навреди» (кукла живая), идея о задушевной дружбе и помощи, нравственном идеале, моделях гуманного поведения, разыгрываемых в возможных игровых сюжетах.

Через образ куклы ребенок чувствовал то, что мы называем «душой». Предназначалась каждая кукла для конкретного ребенка. Но обычно уже к 6 годам девочки сами их умели делать. Такую куклу ребенок бережет, не ломает, не выбрасывает. Раскрывая роль традиционной народной куклы для развития девочки, современные исследователи выделяют несколько функций.

Через игры с народной куклой ребенок знакомится с народными традициями и обычаями, укладом крестьянской жизни, игровой культурой. Этнокультурное содержание, заложенное в образе традиционной народной куклы, стимулирует желание подражать маме, быть хозяйкой в доме, осуществлять это желание в игре, разыгрывая различные ситуации на доступном уровне.

Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т.п. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению.

Народные куклы можно включать в разнообразные формы организации детской художественно-творческой и исследовательской деятельности, моделирования предметно-развивающей этнокультурно-образовательной среды (мини-музеи, выставки детского и семейного творчества, макеты по сказке с куклами, мини-галереи, альбомы, медиатеки и т.д.). Образы народных кукол мотивируют детей на творчество. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную.

Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, также побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение, представлять ее в разных игровых ситуациях. Развитию креативности способствуют и многообразие материалов, которые используются для ее изготовления. На первых занятиях девочка наблюдает, затем постепенно включается в процесс, помогая, а потом старательно делая красивую куклу для себя и младшей сестренки, одевая ее по своему вкусу. Вернуть незаслуженно забытые традиционные народные игровые куклы в дошкольное детство можно, возрождая этнопедагогические традиции куклотворчества в семье и детском саду.

Такая работа уже проводится в некоторых детских садах, педагоги-энтузиасты собрали замечательные мини-музеи народных кукол, учатся сами и учат детей.

Общие требования к технологии изготовления традиционных народных кукол:

1. Соответствие региональным особенностям традиционной культуры, которые проявляются в назначении, способе изготовления, наряде и его украшениях.

2. Сохранение традиции безликости куклы (возможно обозначение бисером или крестиком нитками). Во многих культурах традиционные куклы изначально были лишены взгляда: им намеренно не делали глаз или рисовали закрытые глаза, чтобы избежать «оживления», «очеловечивания» куклы, появления у нее характера и души.Пока у куклы нет глаз, взгляда, четкого выражения лица, нет и конкретных человеческих чувств, качеств (насмешливости, лицемерия, смиренности, простодушия, злости, радости), значит, она не навредит. С другой стороны, эти традиции связаны с народной мудростью воспитания, расчетом на игру детского воображения.

3. В изготовлении кукол во всем усматривается определенный смысл, поэтому технология не меняется. Изначально рукотворная кукла служила своеобразным родовым кодом, который указывал главные ориентиры жизненного пути человека в символах. Так, куклы были простейшим изображением женской фигуры (символ плодородия и материнства). Для детей кукол «вертели» обычно из старого тряпья в соответствии с ритуалом кровного родства.

Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Лоскут для кукол рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Из новой ткани делались подарки к крестинам, дню ангела, празднику.

Алла Васильевна НЕСТЕРЕНКО, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории народоведения и межкультурных коммуникаций кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования

Материал предоставлен журналом «Современный детский сад», №7 за 2010 год.