+7(800)550-84-94
- колл-центр
+7(916)150-63-31
- для ДОУ
Некоторые считают, что развивающие игры – лишь фон для воспитания ребенка. Это не совсем так. Развивающие игры имеют весомое значение. Для формирования гармоничной и талантливой личности важна развивающая среда, представляющая из себя созданное родителями и воспитателями интеллектуальное окружение (спортивный инвентарь, мебель, книги и пособия и, конечно, развивающие игры и игрушки).
Развивающие игры должны присутствовать в жизни ребенка постоянно, и первым предметом, предупреждающим развивающие игры, может стать уже даже погремушка, если добавить ей какой-то развивающий элемент: изменение цвета при вращении, изменение звука… Использовать этот элемент, акцентировать на нем внимание, должен взрослый.
Что уж говорить о том возрасте, когда ребенок начинает активно интересоваться окружающими предметами, осваивать их, а развивающие игры становятся все более разнообразными, осознанными и самостоятельными…
Игрушкам, предметам для занятий , включающим и развивающие игры, нужно придавать больше внимания, чем нам кажется на первый взгляд. Не обязательно развивающие игры должны быть яркими, гораздо важнее их эстетический вид. Ведь они воспитывают отношение к окружающему миру. Потому и подбирать игры нужно тщательно, потому и останавливаться лучше на продукции зарекомендовавших себя фирм, которые давно на рынке и знают, что нужно детям.
Например, такие развивающие игры как наборы зверюшек или фигурок людей – можно бесконечно фантазировать с ними, можно составить любую сказку, можно сочинить даже любую историю, но с условием, что зверята должны быть узнаваемыми, уже известными детям. Кроме того, игры (верней, предметы, входящие в их комплект) должны быть устойчивыми и прочными, удобно собираться в упаковку, в противном случае это уже не развивающий материал, а мусор под ногами. Кстати, уход за игрушками, содержание их в порядке – тоже очень важный воспитательный момент.
Выбирая и предлагая детям развивающие игры, воспитатели и родители должны учитывать методические советы…
Игры должны соответствовать возрасту: игрушка, предназначенная для более юной аудитории, тормозит развитие, а чересчур «взрослая», купленная «навырост», может никогда и не стать нужной, так как эмоции новизны уже будут отсутствовать на момент, когда ребенок повзрослеет.
Надо учитывать, что не всегда обозначенный на игре возраст будет соответствовать потребностям и возможностям вашего ребенка. Потому что психическое развитие и биологический возраст довольно часто не совпадают. Даже дети одного класса или группы в саду не всегда играют в одни и те же игры.
Обязательно, принеся новую игрушку, надо поиграть с ребенком. И при этом – показать ему разные варианты (например, папа соорудит из конструктора технику, а мама – мебель). Обязательно нужно дать инструктаж в занятиях с детьми (его требуют все развивающие игры), объяснить значение бережливости (кукла заболеет, зверята в лес уйдут, пирамидка рассыплется и расстроится). Время от времени – интересоваться состоянием игрушки и предлагать использовать ее в новой роли…
Но самое главное: ребенок должен свободно играть в развивающие игрушки, ненавязчиво. И лучше – потом уже без взрослых. А то бывает так: родители приобретут дорогую игру, и лишь, придя с работы, вечером мама наконец достанет ее с антресолей: «Ну, давай поиграем с тобой». А у ребенка совсем не игровое настроение сейчас! Он должен играть, когда ему хочется.
Свобода в играх – самое главное. Любой набор канцелярской бумаги или даже салфеток может превратиться в полезную игру, если ребенку показать, например, приемы вытинанки («вырезанки») или оригами. Дети увлекутся надолго, нафантазируют разных вариантов!
Развивающими играми могут стать предметы домашнего обихода, посуда, географическая карта, по которой можно составить туристический маршрут… Но детей нужно к этому подталкивать.
Самостоятельно они обожают играть в ролевые игры, конструкторы, складывать паззлы и пирамидки! Дети, которые много играют самостоятельно, которым развивающие игры всегда доступны, более сообразительны.
Но, конечно, у всего должны быть границы. Свобода и вседозволенность – разные понятия. Однако, боязнь сломать, испортить не дает возможности получать радость от игры. Лучше давать ребенку возможность играть, но направлять его на правильное отношение к вещам.
Не стоит думать, что обеспеченная семья, наличие у ребенка большого количества вещей, дорогих игрушек и игр – гарантия успешного развития. Гораздо важнее, как эти игры подобраны, насколько грамотно взрослые участвуют в игровой деятельности малыша, умеют ли заинтересовать его, подтолкнуть к творчеству, доверить ему создание собственного пространства.
Лучше, если в игре что-то приходится «додумывать», если производители оставили какую-то «недосказанность», место для детской фантазии. И чем больше вариантов действий предполагает игрушка – тем лучше, тем дольше она будет востребована, тем больше пользы принесет. Сейчас очень многие игрушки, особенно роботизированные, имеют конкретно определенные функции: нажал кнопочку – игрушка действует, еще нажал – выключена, можно ставить на полку. Ребенку остается только созерцать. Совсем другое дело развивающие игры, предполагающие действие.
А для детей после трех лет самое важное – общение со сверстниками. И в этом прекрасно помогают лото, настольные игры, наборы для постановок. Развивающие игры – прекрасная возможность для того, чтобы учиться понимать других людей, учиться совместно работать, это своего рода начальный этап, подготавливающий к групповой работе в школе. Очень хорошо, если развивающие игры у ребенка имеют детали с различной формой, разными поверхностями, структурой частей, если они подразумевают действия по соединению, складыванию, вкладыванию, - все то, что заставляет пальчики ребенка работать, заставляет движения становиться более точными.
Цели и задачи развивающих игр: увлечь детей творчеством, будить фантазию, воображение, прививать интерес к искусству, развивать художественно-эстетические способности, учить ориентироваться в пространстве, выразительно интонировать, научить передавать характер героев, музыки… Формировать у малышей представление, что жизнь прекрасна, воспитывать любовь к природе и окружающему миру, дать сведения о предметах и цвете, воспитывать взаимоуважение, желание дружить…
Чтобы воспитать заинтересованного, активного, способного реализовать себя, человечка, важно не дать ему догму знаний, а научить получать удовольствие от своей деятельности, научить видеть ее результат. А именно этому учат развивающие игры, доступные и понятные ребенку. Через них ребенок адаптируется к взрослой жизни.
Поэтому если вы - воспитатели, родители, бабуши и дедушки, и полны оптимизма, готовы погрузиться в мир чудес, готовы творить, создавать своих малышей вместе с ними самими, то этот магазин развивающих игр – для вас. Ведь здесь представлены самые лучшие, «классические» образцы, в самом современном исполнении от лучших производителей, но сущность занятий с которыми проверена временем…
Автор – Ольга ПОГУДО.
-------------------------------------------------------------------
Таким образом, предлагая своему ребенку развивающие игры, следует учитывать моменты, о которых говорилось выше:
1. Делать это нужно обязательно и с радостью.
2. Заинтересовав и направив ребенка, дать ему свободу действий и фантазий.
3. Стимулировать ребенка к аккуратности и бережности в отношении всех развивающих материалов.
4. Подбирать развивающие игры строго в соответствии с возрастом и интересами ребенка.
5. Подбирать игры разнообразные и многофункциональные.
6. Преподносить каждую игру как новое открытие.