+7(800)550-84-94 - колл-центр
+7(916)150-63-31 - для ДОУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

22/05/2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Московская область 2024

2 УДК 373.2 ББК 74.1

Редакционная коллегия:
А.В. Охрименко – министр образования Московской области
Г.Н. Скударева – ректор ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарнотехнологический университет»

Методические рекомендации по формированию развивающей предметнопространственной среды в образовательных организациях Московской области, реализующих программы дошкольного образования / авторы-составители В.Ю. Ферцер, Г.Н. Гришина, под общ. ред. Э.Н. Яковлевой. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2024. – 311 с. Настоящие рекомендации разработаны в целях создания в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования в Московской области, благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром при реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Для административных и педагогических работников дошкольного образования Московской области. © Методические рекомендации являются результатом интеллектуальной деятельности. Любое копирование и использование текстового материала с обязательным указанием ссылки на источник.

УДК 373.2 ББК 74.1

Министерство образования Московской области, 2024 ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», 2024 ©
Оформление: ИМО управления информатизации ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………........................................................................................................................

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ...................................................................................

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ СТОЛЫ.............................................

СТЕНОВЫЕ ПАНЕЛИ................................................................................................................

КОМПЛЕКТЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ......................................................

КОМПЛЕКТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ И УЛИЦАХ......................................................................................................

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ............................................................

КОМПЛЕКТЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЮНЫХ ПАТРИОТОВ..............................................

КОМПЛЕКТЫ ДЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.................................

КОМПЛЕКТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА .....................................

КОМПЛЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ...................................................................

КОМПЛЕКТЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ..................

ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ..........................................................................

ДЛЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ............................................................................................

ДЛЯ ДЕФЕКТОЛОГА ..............................................................................................................

ДЛЯ ЛОГОПЕДА.. ....................................................................................................................

ДЛЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.......................................................

КОМПЛЕКТЫ УЛИЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ...................................................................

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.......................................................................................................................

ПРИМЕЧАНИЕ…. ....................................................................................................................

 

ВВЕДЕНИЕ В связи с модернизацией системы образования в России происходит трансформация системы дошкольного образования. Основой организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация на развитие личностных качеств, компетенции и универсальные познавательные действия, которые формируются в дошкольном возрасте, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Современное дошкольное образование предоставляет образовательным организациям самостоятельно формировать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)1 , Федеральной образовательной программой (далее – ФОП)2 , рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования3 и санитарными правилами (далее – СП)4 . Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) определяется образовательной программой организации. При создании РППС образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования (далее – ОО), необходима реализация образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития. При организации РППС ОО необходимо учитывать требования нормативных документов, закрепленных в Федеральной образовательной программой.

 

*(1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный №30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. №31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный №53776). 2 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (ззарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28.12.2022, регистрационный № 71847). 3 Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования (Письмо Минпросвещения России от 19.12.2022 №03-2110). 4 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».)

 

Пространство ОО в соответствии с принципами РППС должно обеспечивать возможность гибкого зонирования и оперативной адаптации под образовательную ситуацию, обеспечивая реализацию различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. Использование технических средств в составе РППС ДОО должно приходиться на выполнение конкретных задач, специфику образовательной программы и основано на систематическом использовании различных средств образовательных информационных технологий (ОИТ). Технические средства должны органично функционировать без разрушения уже созданной РППС ДОО, без необходимости организации специализированных компьютерных и подобных помещений. Совместное использование современных и традиционных технических средств позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования. Построение образовательного процесса с использованием ОИТ должно проходить в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими нормами5 . При этом следует учитывать степень адаптированности оборудования и программного обеспечения к специфике ДОО6 . Важным аспектом применения ОИТ является соблюдение техники безопасности и использование здоровьесберегающих подходов7 . В методических рекомендациях особое внимание уделено формированию РППС в старших группах дошкольных отделений ОО, где представлено оборудование и игровые комплекты, ориентированные на формирование у детей готовности к школе. Настоящие рекомендации разработаны для административных и педагогических работников дошкольного образования Московской области в целях создания в дошкольных организациях в Московской области благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной образовательной

программой, методическими рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и санитарными правилами. Примеры функциональных комплектов для формирования РППС образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования8 , предназначены для организации групповых и индивидуальных занятий, направленных на разностороннее развитие дошкольников. Целевые возрастные группы: 0-1, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. Целевые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Целевые виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование из различных материалов, трудовая. Состав комплектов вариативный. Данные Рекомендации не являются требованиями, выполнение которых подлежит контролю при проведении проверок в ДОО органами государственного контроля (надзора). При проведении закупок оборудования и средств обучения и воспитания необходимо руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, в том числе в части предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими юридическими лицами. Примерный перечень оборудования содержит вариативные перечни функциональных комплектов и оборудования для вновь строящихся ОО, но может быть использован и для дооснащения уже функционирующих ОО по результатам мониторинга её материально-технической базы: анализа образовательных потребностей воспитанников, кадрового потенциала, реализуемой образовательной программы и других составляющих (с использованием данных цифрового сервиса по эксплуатации инфраструктуры) в целях обновления содержания и повышения качества ДО. Новинки оборудования представлены значком *. В Примечании расположены ссылки, где можно более подробно получить информацию о функциональных комплектах и оборудовании. Для более удобной навигации оглавление методических рекомендаций автоматическое – можно перейти в нужный раздел.

*(5 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6 ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения, статья 12, подраздел 3.2, 2006. 7 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы СанПиН пункт 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 8 Представленные комплекты РППС являются примерными и рекомендательными. Каждая ДОО решает вопрос о наполнении и комплектации РППС, исходя из требований ФГОС ДО, содержания реализуемой образовательной программы и собственных возможностях обеспечения функционирования РППС.)

Все комплекты и товар представлены в специальном разделе - РППС ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв